• Рождественское послание Митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия



    Рождественское послание Митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия пастырям, монашествующим, клиру, Боголюбезной пастве Ростовской-на-Дону епархии

    Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
    Сердечно поздравляю вас с праздником Рождества по плоти Предвечного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, с этим мироспасительным событием, ставшим ключевым в истории человеческого рода.
    Священное Писание повествует нам, как на заре существования мира Господь создает высшее Свое творение – человека. Восприняв образ и подобие Божие, человек становится возлюбленным чадом Небесного Отца. Бог призывает первых людей в полноте и преизбытке насладиться Его благостью, стать «богами по благодати». Единственным условием для вхождения в полноту Божественного замысла была человеческая свобода, добровольный ответ на любовь Божию любовью человека.
    По преизбытку Своему Бог дал нам этот великий дар свободы, который преподобный Максим Исповедник называет «признаком глубочайшего уважительного отношения Бога к человеку». Вся жизнь человека есть попытка реализации этого небесного дара, дара свободы. Сколько поэтов и музыкантов воспевали его! Сколько шедевров мирового искусства посвящено ему! На алтарь свободы приносятся самые большие жертвы. Даже в основе военных конфликтов чаще всего лежит стремление к свободе, ради нее люди готовы проливать кровь. Может показаться, что человек ничто так высоко не ценит и ничто так бережно не хранит, как свободу. Но, ценя свободу, человек не в состоянии гарантировать ее себе. Потому что подлинную и безграничную свободу может дать человеку только Бог. И Он дал ее, придя в мир и принеся ради нее бесценную Жертву Голгофы.
    Дар свободы предполагает нравственный выбор, скрупулезную внутреннюю работу каждого, принятие Бога за основу жизни. На языке православного богословия этот процесс называется богочеловеческой синергией, или соработничеством. Господь приглашает нас к участию в нем на принципах взаимной любви и благой воли. По словам святителя Иоанна Златоуста, «здесь кроется смирение Бога. Божественное благоволение ожидает благоволения человеческого».
    История непрестанно свидетельствует о том, что целые цивилизации уходят в небытие из-за попрания этого основополагающего принципа богочеловеческих отношений. Самые развитые культуры и государства, самые устойчивые экономические модели и высокие технологии не способны гарантировать человеку счастье и процветание. Они обрекают его на страдание и боль, когда полагают в основу своего существования жизнь без Бога, искусственно вынося Его за скобки бытия. Теряя Бога — человек теряет себя. Социальные потрясения и нравственная деградация, политические репрессии и хаос в умах – вот наследие идеологий и режимов, которые строили «светлое будущее» человечества, позабыв о Боге.
    Событие Рождества Христова напоминает нам об истинах, утрата которых привела к неимоверным жертвам и губительным последствиям и в веке минувшем. В этом году мы вспоминаем столетие со дня начала Первой мировой войны. Она была одним из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов в Новейшей истории, унесших жизни десятков миллионов людей, стерших с лица земли целые империи, ставших причиной опустошительных для России революций. Пример того, как христианские народы Европы в безумстве нигилистической агонии уничтожали друг друга, не стесняясь ни средств, ни методов, в очередной раз должен заставить нас задуматься о том, во что может превратиться мир, позабыв Бога и исказив дар божественной свободы.
    К сожалению, до сих пор слышатся голоса безумцев, вновь подстрекающих общество удалить религию из государственной и частной жизни, предлагая отвести ей место на задворках мира.
    Грех Ирода, искавшего погубить Богомладенца, является и в наши дни страшным вызовом, стоящим перед цивилизацией, способным расколоть братские народы на противоборствующие лагеря. Потому Церковь возвышает свой голос, свидетельствуя, что спокойствие, мир и взаимное уважение возможны только тогда, когда в основу жизни общества будут положены высокие евангельские нравственные принципы.
    Господь, в Своей неизреченной благости, посредством общения с Ним и друг с другом, дает нам возможность возвыситься над всем, что разрушает нашу природу, размывает традиционные ценности, втягивает в губительные политические авантюры, лишая, тем самым, подлинной свободы.
    «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои», — говорит Господь в Писании (Прит. 23:26).
    Будем же крепкими и стойкими в той великой благодати, которую дает нам Бог, и, подобно евангельским волхвам, принесем Ему в дар свое сердце, свою верность, свою преданность, чтобы пути Божии стали нашими путями, Его жизнь — нашей жизнью, Его Царство — нашей реальностью.
    С праздником Рождества Христова, дорогие мои!
    + МЕРКУРИЙ,
    Митрополит Ростовский и Новочеркасский
    Г. Ростов-на-Дону,
    Рождество Христово, 2014
    Ответить Подписаться