• Пасхальное послание митрополита Ростовского и Новочеркасского

    Воскресение Христово. Миниатюра рукописи из афонского монастыря Ивирон. XIII век.

    Пасхальное послание митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия пастырям, монашествующим, клиру, боголюбезной пастве Ростовской-на-Дону епархии

    Всечестные пресвитеры и диаконы,

    боголюбивые иноки и инокини,

    дорогие братья и сестры!

    Возрадуемся ныне радостью о Христе Воскресшем! Пройдя поприще Великого поста, встретив утро Воскресения Христова, едиными устами и единым сердцем обратим друг ко другу победные слова:

    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

    С благодарением Богу мы миновали еще одну Четыредесятницу. Быть может, для кого-то этот пост был первым, впервые были сделаны шаги на путях воздержания, молитвы, покаяния. И сегодня, предстоя Воскресшему Спасителю, сердца тех, кто, по слову Апостола, «подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:7), наполняются особенной радостью.

    Быть может, среди нас есть и те, кто вовсе не постился, в силу слабости телесной или внутренней неготовности вступить в подвиг труда духовного. Но всех Воскресший Спаситель, по неизреченной милости и любви, словами святителя Иоанна Златоустого, приглашает разделить радость Пасхи, говоря: «Все войдите в радость Господа Своего! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!».

    А быть может, для кого-то этот пост был последним в жизни, и привычный ход дней оборвался навсегда, ожидаемо или внезапно… И тогда, благоговея перед сей великой тайной, мы понимаем, что вопрос о смысле бытия становится для нас главным.

    Однажды, остановившись на пороге вечности, каждый себя спросит: в чем смысл моей жизни? Для чего мне дано испытать радость и горе, встречи и расставания, для чего были эти внутренние терзания, трепетные мгновения обретений и разочарований? Неужели неорганическая материя способна растворить в себе все то, что, по слову поэта, «пело и боролось, сияло и рвалось?».

    Вопрос смысла жизни – самый важный для человека вопрос. Мы ежедневно погружаемся в вереницу забот и попечений, решаем множество насущных проблем, работаем, заботимся о своем здоровье, о своем престиже, о положении в обществе. Но вот наступает момент, когда в изнеможении и усталости мы спрашиваем себя: а дальше-то что, для чего всё это?

    Из глубины веков звучит глас премудрого Соломона: «Суета сует, – всё суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?» (Еккл. 1:2-3).

    Исполненной печали была жизнь человека во времена Ветхого Завета, в мире, не знавшем Воскресения Христова. А сегодня мы радостно друг друга обнимаем и привычно повторяем слова о победе Спасителя над смертью. Однако если эти слова останутся для нас только словами, только традицией, обычаем, привычкой, то мы будем по-прежнему далеки от понимания смысла жизни, как далеки были люди ветхозаветного времени.

    Потому для христианина светлый день Воскресения Христова – это не просто календарное событие, не просто один из церковных праздников и уж никак не дань традиции. Это событие – исполненное силы, способное выстроить в определенном порядке весь жизненный путь человека, придать всему происходящему особенный, глубокий смысл. Это событие, настраивающее человеческую полифонию в тональность Божественного Промысла. Без этой настроенности у нас нет оснований называть себя христианами. Апостол Павел потому и говорит, что «если Христос не воскрес, то тщетна вера ваша»(1 Кор. 15:14). А когда вера тщетна, то есть пуста и безосновательна, то перед лицом жизненных обстоятельств мы становимся слабыми и уязвимыми, ведь даже самые обеспеченные мечты могут рухнуть в одночасье, словно дом, построенный на песке (Мф. 7:27). Безверие или маловерие приводят к тому, что любая скорбь, боль, потеря, жизненные испытания или критическая ситуация могут сжать нас до предельной точки. Поэтому апостол и называет такую веру, а значит и жизнь, тщетной.

    Только принимая Воскресение Христа из мертвых как реальность нашей жизни, чувствуя Его присутствие в каждом событии, в основании каждого дня, мы имеем возможность дальнейшего шага там, где можно поколебаться в выборе, возможность надеяться там, где можно отчаяться, и даже без тени страха смотреть в глаза смерти – ибо Господь победил смерть!

    Воскресший из мертвых Господь наш Иисус Христос, и только Он Единый, дает нашей жизни подлинное содержание, мир и счастье.

    В Боге самые тяжелые скорби открываются глубиной смысла и самая большая радость становится совершенной. Поэтому пред «совопросниками века сего» (1 Кор. 1:18), основываясь на опыте веры, мы, христиане, твердо исповедуем, что начало нашего пути и конечная цель нашей жизни, основа всех благих начинаний и залог доброго миропорядка в своей личной жизни, в семье, в обществе, в государстве – это жизнь в «любви Божией, яже о Христе Иисусе, Господе нашем» Воскресшем (Рим. 8:39).

    Пусть же Божественная сила Воскресшего Христа хранит всех нас от бед и напастей! Пусть вера наша в неизреченную любовь Божию побеждает любую скорбь и любое обстояние, а Слово Божие будет для нас надежным основанием жизни.

    Сохраним же верность Богу! Будем христианами не по имени только, но в делах, каждый день, каждый на своем месте!

    Да станет Воскресение Христово – нашим воскресением, наполняя пасхальной радостью наши души, устраивая жизнь по божественному замыслу. Да сподобит нас Господь обрести подлинное счастье и подлинный смысл жизни!

    С праздником Пасхи Господней, дорогие мои!

    Воистину Воскресе Христос!

    + М Е Р К У Р И Й

    митрополит Ростовский и Новочеркасский

    Пасха Христова, 2016 год Ростов-на-Дону

    Ответить Подписаться