• Рождественское послание митрополита Ростовского и Новочеркасского

    Митрополит Меркурий

    Рождественское послание митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия пастырям, монашествующим, клиру, боголюбезной пастве Ростовской-на-Дону епархии

    Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

    Вот уже почти две тысячи лет, из века в век, из поколения в поколение люди в приветствиях делятся друг с другом великой радостью и великим чудом ‑ Сын Божий стал Сыном Человеческим, вошел в самую плоть нашего бытия, принес людям спасение от вечной погибели! И Церковь Христова в своих гимнах, молитвах и славословиях прославляет Родившегося в Вифлеемских яслях Богомладенца.

    Не будем же и мы в стороне от сего торжества и принесем всем исполненное сердечной радости братское приветствие с праздником Рождества по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

    Однако не умаляется ли в нас радость о Христе тем, что мы слышим, что видим, чему являемся свидетелями и участниками? Может ли быть гармоничным наше внутреннее праздничное состояние ‑ войне, кризису, террору, вражде, злобе, распаду семьи, утере нравственности и человеческого достоинства? Человек осваивает космос, расшифровывает геном, окружает себя невиданными благами и комфортом и при этом все менее и менее уверен в завтрашнем дне. Порою кажется, что грозные предвестники повсеместной катастрофы заполняют все сферы личной и общественной жизни.

    Какова же подлинная природа этих страхов и опасений? Да и вообще ‑ может ли современный человек жить в покое и мире, не терзаясь фобиями? Ответ на эти вопросы находим в самом событии Рождества Христова, событии, которое апостол Павел называет «беспрекословно — великой благочестия тайной»(1 Тим. 3:16).

    Не иллюзорно, не образно, не призрачно, а реально и осязаемо Господь воплощается, «приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2:7). Апостол Павел через эти слова указывает нам на крайнее смирение Христа, ставшего слугою. Да и Господь говорит о Себе: «Я посреди вас, как служащий» (Лк. 22:27). Многие ли из нас могут смирить себя, ограничить свое собственное достоинство, умалить себя, чтобы служить тем, кто ниже нас, слабее, незначительнее?!

    Всякий раз, вспоминая событие удивительной Вифлеемской ночи, при императоре Августе, «в дни правления Квириния Сириею» (Лк. 2:2), мы должныпомнить, что за теплыми и светлыми, ставшими уже привычными картинами Рождества стоит глубочайшее смирение Бога и непостижимая кротость Творца. Создатель мира входит в мир, чтобы разделить с людьми все, что присуще им по человечеству ‑ и радость рождения, и тяготы жизни, и даже узы смерти.

    Святитель Иоанн Златоуст называет Рождество Христово явлением «великого, неизреченного и неизъяснимого смирения Бога». Но более всего Златоуста удивляет не то, что Единородный Сын Божий принял образ раба, а то, что Он «исполнил дело раба». На Тайной Вечере, препоясавшись полотенцем, Христос омывает ноги Своим ученикам. Зиждитель Вселенной смиряется перед «прахом земным» (Быт. 2:7), становясь служителем.

    Однако дело Божественного домостроительства не ограничивается этим. В своем служении Господь превосходит пределы естества! Преподобный Исидор Пелусиот говорит, что Христос не просто пришел к живущим на земле, но «снизошел до ада, чтобы быть повсюду и спасать всех везде».

    Таким образом, на протяжении двух тысяч лет Церковь устами апостолов, святителей и подвижников благочестия свидетельствует миру Истину, актуальность которой не истощается астрономическим временем или заботами скоропреходящего бытия. Истина состоит в том, что Рождество Христово ‑ есть явление Божественного смирения, где Бесконечный и Самодостаточный Бог служит человеку, содействуя делу его спасения.

    Даже из опыта личной жизни знаем, что на такое добровольное служение, на такую кротость, на такое смирение способна только Любовь. Поэтому апостол Иоанн Богослов и говорит: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:16-17). В этих евангельских словах заключается все богословие праздника Рождества Христова, вся Истина рождественского события: Бог любит созданный Им мир!

    Так проявить себя в крайней немощи, преподав высочайший пример простоты, скромности и смирения, мог только Тот, Кто обладает Абсолютной Силой! На смирение Бога и человек призывается ответить личным смирением, на Его любовь ‑ своей любовью, на Его служение ‑ своим служением ближнему (Мф. 25:40). Как просты и понятны эти слова. И сколь далеко мы отстоим от их исполнения! И не оттого, что не можем, а оттого, что не верим.

    Перед каждым чудом Господь вопрошает человека: «Веруешь ли?» (Ин. 9:35). Бог сначала ищет нашей веры, а затем подает помощь и исцеление. И никак не наоборот! Потому, разрывая оковы самоуверенности ‑ этого духовного самоубийства, Церковь призывает возложить все наше упование на Бога, на Его любовь, Его милость, которые смогут соделать нас причастниками благодати Христа Спасителя, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес».

    Пусть же пример Божественного смирения и кротости Христовой отзовется в нас конкретными делами, наполняя миром и радостью наши сердца, наши семьи, всю страну нашу. Чтобы в этот светлый праздник вместе с ангельским воинством мы смогли воспеть родившемуся Богомладенцу благословенную песнь: «Слава вышних Богу и на земли мир в человецех благоволение».

    С Праздником Рождества Христова поздравляю вас, дорогие мои!

    + МЕРКУРИЙ,

    митрополит Ростовский и Новочеркасский

    Глава Донской митрополии

    Рождество Христово, 2016

    г. Ростов-на-Дону

    Ответить Подписаться