• Бояджиев Григорий Нерсесович, доктор искусствоведения, историк театра, театральный критик

    Бояджиев Г.Н.

    Родился 1 (14) марта 1909 года, в Нахичевани-на-Дону.

    Уже с 17 лет он печатался в ростовских газетах. Писал на различные темы, в том числе выступал как театральный критик. Затем Бояджиев окончил литературное отделение педагогического факультета Ростовского университета.

    С юных лет Григорий Нерсесович был увлечен театром. Точнее сказать, он боготворил театр и все, что с ним связано. Когда в Ростов из Москвы переехал театр-студия под управлением Ю.А.Завадского, то спектакли великого режиссера регулярно посещал Бояджиев. Более того, он подружился с Завадским и произвел на него сильное впечатление. Вот что о Бояджиеве писал сам Ю.А. Завадский: «…на обсуждение пьесы местного драматурга Ф.Готьяна «Тигран» пришел хрупкий, восторженный юноша с сияющими глазами – Бояджиев. Он произнес зажигательную речь в защиту «Тиграна», поразил нас темпераментом, прекрасным чутьем театра и назавтра… стал завлитом нашего театра».

    Все эти события происходили в 30-е годы минувшего столетия. Уже в 1938 году Бояджиев учился в аспирантуре ГИТИСа в Москве. Затем он начал читать курс лекций по истории западноевропейского театра на кафедре А.К.Дживелегова. Позднее сам Дживелегов привлек своего одаренного ученика в соавторы книги «История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года».

    В годы Великой Отечественной войны Бояджиев работал завлитом (то есть заведовал литературной частью театра) в Центральном театре Красной армии. А после войны Григорий Нерсесович возглавил кафедру зарубежного театра в ГИТИСе. Но вскоре его обвинили в «антипатриотизме» и изгнали из института. Правда, через некоторое время страсти улеглись. И Бояджиев вновь вернулся в ГИТИС, где и проработал до последних дней своей жизни. Расцвет творческой деятельности Бояджиева пришелся на период хрущевской «оттепели», на 1960-е годы. Именно в это время выходят его известные книги «Поэзия театра», «Театральный Париж сегодня», «Шесть рассказов об американском театре» (в соавторстве с А.Аникстом).

    Как театральный критик и литературовед Г.Н. Бояджиев писал о Грибоедове, Гоголе, Островском. Григорий Нерсесович опубликовал много работ о русском театральном искусстве. Он также переводил и издал полное собрание сочинений Мольера со своей вступительной статьей и примечаниями.

    Бояджиев любил театр всем сердцем и всю свою жизнь посвятил театральному искусству. Надо отметить, что в театральном наследии прошлого ученый, искусствовед и литературовед Бояджиев видел те ценности, которые всегда необходимы современному искусству. Он справедливо считал, что должна существовать преемственность поколений. Бояджиев вывел свою формулу счастья. Он говорил так: «Счастье – это отсутствие несчастья». А между понятиями «жизнь» и «творчество» Григорий Нерсесович ставил знак равенства.

    Г.Н.Бояджиев за свою жизнь был награжден многими медалями и орденами, в том числе орденом «Знак Почета». Он был доктором искусствоведения, профессором. Долгие годы был вице-президентом Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами.

    Жил в Москве на Гоголевском бульваре, 17 и на улице Черняховского, 4.

    Умер Григорий Нерсесович Бояджиев 13 марта 1974 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.


    По материалам: сайта Донской временник", Г. Багдыкова, Новая российская энциклопедия. Т. 3 (1). С. 397; Театральная энциклопедия. Т. 1. Стб. 675‑676; Наши. Т. 1. С. 58‑59; Гегузин И. М. Добрый след : рассказы краеведа. Ростов н/Д., 1987. С. 134‑136; Перминова Н. Наши знаменитые земляки // Наше время. 1999. 2 апр. С. 9; Казаров С. С. «Как страшно поздно у финала я взял старт» // Нор-Нахичеван. 1999. № 8 (дек.). С. 3.

    Ответить Подписаться