• Два здания-памятника будут отремонтированы в Ростове к Чемпионату мира по футболу

    К Чемпионату мира по футболу 2018 года в Ростове планируется провести масштабные преобразования. Областные власти хотят отремонтировать более тысячи фасадов домов, продлить городскую набережную, построить подвесную канатную дорогу через Дон, а также провести реконструкцию объектов культурного наследия. В числе прочих будут отреставрированы два знаменитых архитектурных памятника: Клуб Приказчиков (бывший театр музыкальной комедии) и доходный дом Г.П. Емельянова (бывшая библиотека им. Горького).

    Клуб Приказчиков

    За проект реставрации этого здания отвечает московская компания «АК - Проект». Стоимость проектных работ — 1млн. 800 тыс. рублей. Их выделил областной бюджет. Реставрация также будет финансироваться за его счет. Как рассказал корреспонденту РП министр культуры Ростовской области Александр Резванов, в здании будут размещены несколько библиотек (областную детскую имени Веры Величкиной и библиотеку для слепых), а также молодежный арт-центр.

    Клуб Приказчиков относится к памятникам культурного наследия и охраняется государством.

    В конце 1880 годов строительство в стране было на подъеме, и ростовские подрядчики приняли решение построить здание, где они могли бы вести переговоры, закреплять сделки и проводить свободное время — Клуб приказчиков. С этой целью они выкупили у города земельный участок на улицах Книжной (нынешняя ул. Серафимовича) и Темерницкой. В течение десяти лет шло строительство — здание имело форму незаконченного каре с двумя фасадами: один выходил на улицу Книжную, другой — на Темерницкую. Внутри — четыре зала для заседаний и балов. В таком виде здание просуществовало до революции 1917 года. Новая власть провела утилитарное расширение: каре замкнули, и образовался внутренний двор («колодец»).

    Закрытым Клуб Приказчиков стоит с 2000 года. Первоначально правительство области передало его Ростовской епархии, которая планировала организовать там православный культурный центр и гостиницу для паломников. Но через несколько лет епархия передумала и отказалась от помещения. Клуб Приказчиков достался Ростовскому театру кукол, а затем филармонии. Но денег на содержание здания у культурных учреждений не было. За это время в помещении были полностью срезаны системы отопления и электричества. Охранял его за минимальное вознаграждение человек, чье имя никто не может вспомнить: известно, что в прошлом он был спортсменом и певцом. Год назад «хранитель» умер, и ключи получил руководитель кладовой Creativespace Андрей Зинковский. Сегодня он несет ответственность за сохранность Клуба Приказчиков. Зинковский рассказал корреспонденту «Русской планеты», что прошлым летом волонтеры вывезли несколько кубометров мусора, а специалисты провели санацию: в помещении от холода и сырости образовался грибок и плесень. Этой весной намечен очередной субботник. Запланировано полностью привести в порядок залы и, возможно, уже начать проводить выставки современного искусства.

    Обследовав здание, мы пришли к выводу, что оно уникальное не только для Ростова. Оно единственное в России, поэтому решили реставрировать и вернуть первоначальный облик фасада и внутренних помещений, — рассказывает один из авторов проекта, архитектор Михаил Графов. — Это не только исторический памятник, где выступали Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин, Владимир Маяковский и прошел первый съезд Советов Донской республики, это памятник архитектуры. То, что здание долго не отапливалось, негативно сказалось на его внешних отделочных элементах, лепнине, но фатально на конструкцию не повлияло. В ходе обследования регламентированы и учтены ценные вещи, оставшиеся на тот момент. В частности, две бронзовые люстры и десять бра, работы конца XIX века, которые будут восстановлены по сохранившимся фрагментам. Находили ключи с бирками: помещение такое-то, назначение такое-то, махновскую пулеметную ленту.

    Разработанный столичными архитекторами проект предполагает снос советских пристроек. «Колодец» преобразуют в атриум, отапливаемое помещение с многосветным пространством, освещаемым через зенитный световой фонарь, венчающий купол и восстановят два центральных входа: для библиотеки слепых с улицы Темерницкой, для детской — с Серафимовича. По словам директора детской библиотеки Ирины Томаевой, проектировщики учли все требования по книгохранилищу, читальным залам, отделам искусств и нотно-музыкальному. При этом они очень бережно отнеслись к зданию, вернув ему облик XIX века.

    – Нередко незаметным образом памятники культурного наследия меняют свой статус с федерального на региональный, — говорит руководитель регионального отделения всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин. — К тому же практика показывает, что иногда собственник одновременно получает документы на владение историческим зданием: один — с обременением, другой — без него. Обременение накладывает охранные обязательства на владельца: запрет сноса, перепланировки, разрешение контролирующих государственных органов на реконструкцию здания, а это неудобно. Поэтому очень часто хозяева объектов культурного наследия просто «ушатывают» здание, то есть доводят его до состояния высокой степени износа физического и функционального, что позволяет им разобрать здание. Мы видим это на примере бывшей библиотеки имени Горького.

    Доходный дом Г.П. Емельянова

    Доходный дом Г.П. Емельянова (бывшая Центральная библиотека им. Горького), построенный в начале 20 века в стиле модерн по проекту петербургского архитектора Нидермайера расположен в самом центре Ростова на пересечении проспекта Ворошиловский и улицы Большая Садовая. Несколько лет назад здание признали аварийным, жильцов расселили. Но оно подлежит восстановлению, так как является памятником культурного наследия регионального значения. У здания три хозяина. Основной — городская администрация и совладельцы: индивидуальный предприниматель Татьяна Погиба и обувная торговая сеть Carnaby. Многолетние тяжбы владельцев привели к тому, что городской фонд имущества выставил на торги принадлежащую муниципалитету собственность, разделив ее на пять частей, с общей начальной стоимостью 86 млн рублей. Однако осенний аукцион 2013 года признан несостоявшимся, поскольку заявку на приобретение «исторических квадратов» подал только один участник — Татьяна Погиба.

    По словам специалистов городского фонда имущества, в ближайшее время торги будут возобновлены. Согласно условиям муниципалитета, владельцы здания должны к концу 2015 года выполнить работы по усилению несущих конструкций, к июню 2016 года представить проект, а к августу 2018 года завершить реставрацию. По мнению эксперта, пожелавшего остаться неназванным, до чемпионата мира по футболу 2018 года собственники должны успеть восстановить здание. Прокуратура держит процесс на контроле: идет износ помещения.

    – Скорее всего, это будет гостиничный комплекс, так как торговый центр требует парковки, а здесь ее организовать невозможно. К тому же рядом простаивает крупное угловое здание, бывший молочный магазин «Масло-Сыр». Оба помещения можно объединить функционально, — предположил эксперт. По законодательству, реставрацию культурных памятников надо начинать с фундамента. Так как здание по ул. Большая Садовая, 94 сильно наклонено, его необходимо полностью разобрать и вывезти, потом укрепить фундамент и снова собрать здание. По документам обременения, фасад и лестница библиотеки должны быть полностью воссозданы, но владельцы могут поменять конфигурацию и этажность помещений. Кроме того, сложно будет вести строительные работы: здание находится на центральной улице города, отсутствуют подъезды со стороны дворов, — заметил эксперт.

    Несколько лет назад по заказу Погибы архитектор Борис Пивторак разработал эскизный проект этого здания, он был согласован министерством культуры и прошел госэкспертизу. Но разлад между собственниками оставил проект на бумаге.

    – Новый проект должен предполагать другие решения, — говорит Пивторак. — За время судебных разбирательств обрушились перекрытия, произошло несколько обвалов внутри, что повлекло деформацию здания, перекосило его правый угол. Скорее всего, здание нужно разбирать, а мой проект оставлял существующие стены. Жалко, когда город теряет такие здания.


    Ответить Подписаться